Выездная налоговая проверка и порядок её проведения

Наиболее серьезной формой налогового контроля является проведение выездных налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами на основании утвержденного плана. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств. Данные сведения могут быть получены налоговыми органами самостоятельно при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также от других источников (правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления и др.).

В случае необходимости может быть назначена совместная выездная налоговая проверка, в проведении которой принимают участие как сотрудники налоговой инспекции, так и полиции.

Как показывает практика, в основном в план выездных налоговых проверок попадают организации, имевшие взаимоотношения с проблемными контрагентами, что дает налоговому органу основания предполагать необоснованное получение налоговой выгоды.

Наличие следующих признаков свидетельствует о вероятности квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного, а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными:

  • Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).
  • Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • Контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • Существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.;
  • Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • Отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Учитывая возможное применение схем уклонения от уплаты налогов, позволяющих налогоплательщику исключить прямые взаимоотношения с проблемными контрагентами, налоговые органы анализируют деятельность организации, используя и другие косвенные критерии, свидетельствующие о возможном участии налогоплательщика в схемах уклонения от уплаты налогов.

К ним относится:

  • Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев. В данном случае вероятнее всего руководителя и главного бухгалтера организации предварительно вызовут в комиссию по НДС, на которой сделают предупреждение. Если ситуация с долей вычетов по НДС не изменится, организация будет поставлена в план выездных налоговых проверок.
  • Неявка и непредставление налогоплательщиком без объективных причин пояснений на письменное уведомление налогового органа о выявлении в ходе мероприятий налогового контроля несоответствия показателей деятельности организации, содержащее требование представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
  • Уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение 2-х и более календарных лет.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности (на 10 % и более) по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

 

 

Выездная налоговая проверка (ВНП) Камеральная налоговая проверка (КНП)
1 Решение о проведении ВНП за период не более 3-х календарных лет до года, в котором вынесено решение о ВНП Срок проведения: не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о ВНП Продление: от 4-х до 6 месяцев п.п. 2, 6, 8 ст. 89 НК РФ, Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ по продлению срока ВНП Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком Срок проведения: 3 месяца со дня представления налоговой декларации (расчета). п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ
2 Приостановление ВНП для:
– истребования документов (информации);
– получения информации от иностранных государственных органов;
– проведения экспертиз;
– перевода на русский язык документов.
Срок приостановления ВНП: не более 6 месяцев, + 3 месяца при получении информации от иностранных государственных органов. п. 9 ст. 89 НК РФ Требование о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия) Срок выполнения: 5 дней п. 3 ст. 88 НК РФ
3 Составление и вручение Справки о проведенной ВНП По окончании ВНП п. 15 ст. 89 НК РФ
4 Акт НП в течение 2-х месяцев со дня составления Справки при ВНП/ в течение 10 дней после окончания КНП п. 1 ст. 100 НК РФ
5 Вручение Акта НП в течение 5 дней п. 5 ст. 100 НК РФ
6 Возражения по Акту НП в течение 15 дней со дня получения Акта + согласованный срок для передачи в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность возражений. п. 6 ст. 100 НК РФ
7 Рассмотрение материалов НП и принятие РЕШЕНИЯ в течение 10 дней со дня истечения срока для Возражений продление: не более чем на 1 месяц. п.1 ст. 101 НК РФ
8 Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля:
– истребование документов,
– допрос свидетеля,
– проведение экспертизы.
не более 1 месяца п. 6 ст. 101 НК РФ
9 Вручение РЕШЕНИЯ в течение 5 дней со дня вынесения п. 9 ст. 101 НК РФ
10 Вступление РЕШЕНИЯ в силу — 10 дней со дня вручения,
— со дня утверждения вышестоящим налоговым органом при подаче апелляционной жалобы
п. 9 ст. 101 НК РФ
11 Решение о принятии обеспечительных мер:
– запрет на отчуждение имущества,
– приостановление операций по счетам в банке
после вынесения РЕШЕНИЯ действует до исполнения либо отмены РЕШЕНИЯ п. 9 ст. 101 НК РФ
12 Апелляционная жалоба на не вступившее в силу РЕШЕНИЕ в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней со дня вручения РЕШЕНИЯ п.п.1, 2 ст. 101.2 НК РФ
13 Обжалование вступившего в силу РЕШЕНИЯ, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года с момента вынесения РЕШЕНИЯ п. 3 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ
14 Обжалование РЕШЕНИЯ в суд только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении РЕШЕНИЯ в силу п. 5 ст. 101 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ
15 Исполнение РЕШЕНИЯ – со дня вступления в силу,
– исполнение может быть приостановлено при обжаловании РЕШЕНИЯ по ходатайству
п. 4 ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ
16 Выставление Требования об уплате налога, пеней, штрафа в течение 10 дней с даты вступления в силу РЕШЕНИЯ ст. 69, 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.