Действия правоохранительных органов во время арбитражного процесса по налоговым спорам
В случае выявления по результатам проверки неуплаты налогов на сумму свыше 2 000 000 руб., копии материалов проверки направляются налоговой инспекцией в правоохранительные органы, даже если решение налогового органа обжалуется в арбитражном суде.
При этом значение успешного разрешения арбитражного процесса по налоговому спору значительно возросло после внесения Федеральным законом №383-ФЗ от 29.12.2009 г. изменений в ст. 90 УПК РФ. Согласно новой редакции данной статьи обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках арбитражного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
До этого отделы по налоговым преступлениям на основании изложенной в решении налогового органа информации осуществляли оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор дополнительных доказательств фактов уклонения от уплаты налогов. В результате уголовное дело по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» могло быть возбуждено по тем же фактам, которые рассматривались в рамках арбитражного процесса, даже в случае вынесения решения арбитражного суда в пользу налогоплательщика.
Дело в том, что решение арбитражного суда не являлось препятствием для правоохранительных органов при проведении собственных оперативно-розыскных мероприятий. То есть оперативники, имеющие по сравнению с налоговыми органами больше возможностей по формированию доказательной базы, в рамках оперативно-розыскных мероприятий могли самостоятельно доказать использование схем уклонения от уплаты налогов, что не удалось ранее сделать юристам налоговой инспекции в арбитражном суде.
Теперь же после вступления в силу решения арбитражного суда сотрудники полиции будут вынуждены руководствоваться им. Проще говоря, если в решении суда затраты по отдельным сделкам налогоплательщика признаны правомерными, сотрудники полиции не смогут возбудить уголовное дело по тем же сделкам.
Но расслабляться все-таки не стоит. Дело в том, что арбитражный суд не выносит решение о правомерности финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целом. Он лишь рассматривает правомерность тех сделок налогоплательщика, которые оспариваются налоговым органом. При этом налоговый орган в связи с ограниченным сроком проведения мероприятий налогового контроля не проводит полную проверку всей финансово-хозяйственной деятельности организации и анализирует сделки налогоплательщика выборочно.
То есть, если налоговый орган оспаривает конкретные сделки налогоплательщика и в рамках арбитражного процесса данные сделки признаются правомерными арбитражным судом, ничто не мешает сотрудникам полиции проводить оперативно-розыскные мероприятия и принимать процессуальные решения по иным сделкам налогоплательщика.
Учитывая, что копии материалов проверки в обязательном порядке направляются налоговой инспекцией в правоохранительные органы, и организация автоматически попадает в поле зрения правоохранительных органов, вероятность проведения оперативно-розыскных мероприятий даже в случае успешного завершения арбитражного процесса следует оценивать как достаточно высокую.