Выездная налоговая проверка и порядок её проведения
Наиболее серьезной формой налогового контроля является проведение выездных налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами на основании утвержденного плана. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств. Данные сведения могут быть получены налоговыми органами самостоятельно при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также от других источников (правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления и др.).
В случае необходимости может быть назначена совместная выездная налоговая проверка, в проведении которой принимают участие как сотрудники налоговой инспекции, так и полиции.
Как показывает практика, в основном в план выездных налоговых проверок попадают организации, имевшие взаимоотношения с проблемными контрагентами, что дает налоговому органу основания предполагать необоснованное получение налоговой выгоды.
Наличие следующих признаков свидетельствует о вероятности квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного, а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными:
- Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).
- Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- Контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- Существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.;
- Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- Отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Учитывая возможное применение схем уклонения от уплаты налогов, позволяющих налогоплательщику исключить прямые взаимоотношения с проблемными контрагентами, налоговые органы анализируют деятельность организации, используя и другие косвенные критерии, свидетельствующие о возможном участии налогоплательщика в схемах уклонения от уплаты налогов.
К ним относится:
- Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев. В данном случае вероятнее всего руководителя и главного бухгалтера организации предварительно вызовут в комиссию по НДС, на которой сделают предупреждение. Если ситуация с долей вычетов по НДС не изменится, организация будет поставлена в план выездных налоговых проверок.
- Неявка и непредставление налогоплательщиком без объективных причин пояснений на письменное уведомление налогового органа о выявлении в ходе мероприятий налогового контроля несоответствия показателей деятельности организации, содержащее требование представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
- Уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение 2-х и более календарных лет.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Значительное отклонение уровня рентабельности (на 10 % и более) по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
№ | Выездная налоговая проверка (ВНП) | Камеральная налоговая проверка (КНП) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Решение о проведении ВНП за период не более 3-х календарных лет до года, в котором вынесено решение о ВНП | Срок проведения: не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о ВНП Продление: от 4-х до 6 месяцев | п.п. 2, 6, 8 ст. 89 НК РФ, Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ по продлению срока ВНП | Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком | Срок проведения: 3 месяца со дня представления налоговой декларации (расчета). | п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ |
2 | Приостановление ВНП для: – истребования документов (информации); – получения информации от иностранных государственных органов; – проведения экспертиз; – перевода на русский язык документов. |
Срок приостановления ВНП: не более 6 месяцев, + 3 месяца при получении информации от иностранных государственных органов. | п. 9 ст. 89 НК РФ | Требование о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия) | Срок выполнения: 5 дней | п. 3 ст. 88 НК РФ |
3 | Составление и вручение Справки о проведенной ВНП | По окончании ВНП | п. 15 ст. 89 НК РФ | |||
4 | Акт НП | в течение 2-х месяцев со дня составления Справки при ВНП/ в течение 10 дней после окончания КНП | п. 1 ст. 100 НК РФ | |||
5 | Вручение Акта НП | в течение 5 дней | п. 5 ст. 100 НК РФ | |||
6 | Возражения по Акту НП | в течение 15 дней со дня получения Акта + согласованный срок для передачи в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность возражений. | п. 6 ст. 100 НК РФ | |||
7 | Рассмотрение материалов НП и принятие РЕШЕНИЯ | в течение 10 дней со дня истечения срока для Возражений продление: не более чем на 1 месяц. | п.1 ст. 101 НК РФ | |||
8 | Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля: – истребование документов, – допрос свидетеля, – проведение экспертизы. |
не более 1 месяца | п. 6 ст. 101 НК РФ | |||
9 | Вручение РЕШЕНИЯ | в течение 5 дней со дня вынесения | п. 9 ст. 101 НК РФ | |||
10 | Вступление РЕШЕНИЯ в силу | — 10 дней со дня вручения, — со дня утверждения вышестоящим налоговым органом при подаче апелляционной жалобы |
п. 9 ст. 101 НК РФ | |||
11 | Решение о принятии обеспечительных мер: – запрет на отчуждение имущества, – приостановление операций по счетам в банке |
после вынесения РЕШЕНИЯ действует до исполнения либо отмены РЕШЕНИЯ | п. 9 ст. 101 НК РФ | |||
12 | Апелляционная жалоба на не вступившее в силу РЕШЕНИЕ в вышестоящий налоговый орган | в течение 10 дней со дня вручения РЕШЕНИЯ | п.п.1, 2 ст. 101.2 НК РФ | |||
13 | Обжалование вступившего в силу РЕШЕНИЯ, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в вышестоящий налоговый орган | в течение 1 года с момента вынесения РЕШЕНИЯ | п. 3 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ | |||
14 | Обжалование РЕШЕНИЯ в суд только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе | в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении РЕШЕНИЯ в силу | п. 5 ст. 101 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ | |||
15 | Исполнение РЕШЕНИЯ | – со дня вступления в силу, – исполнение может быть приостановлено при обжаловании РЕШЕНИЯ по ходатайству |
п. 4 ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ | |||
16 | Выставление Требования об уплате налога, пеней, штрафа | в течение 10 дней с даты вступления в силу РЕШЕНИЯ | ст. 69, 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ |