Камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Форма декларации по НДС, применяющаяся с 2015 года, позволяет налоговым органам без особого труда проследить все сделки, в которых так или иначе была задействована та или иная компания, ведь теперь в ней указан каждый счёт-фактура.

В самом общем виде такие проверки происходят практически без участия налогоплательщика, он может даже и не знать о том, что идёт камеральная проверка. И только в случае обнаружения в представленной налогоплательщиком отчётности несоответствия с данными, полученными налоговой инспекцией из других источников, может быть проведена так называемая углублённая камеральная проверка. В этом случае несмотря на то, что по определению камеральная проверка проводится в самой инспекции, инспекторы имеют право выехать на территорию налогоплательщика для проведения осмотра, опрашивать сотрудников компании и использовать другие контрольные мероприятия для сбора доказательств.

В ходе проверки по НДС налоговики имеют право проводить осмотры складских, торговых и иных помещений на основании п. 1 ст. 92 НК РФ. Но это правомерно лишь в двух случаях: если в отчётности заявлен налог к возмещению либо если сведения в декларации не совпадают с данными в отчётности контрагентов, из-за чего налог может быть занижен, а вычеты завышены. Противоречия могут возникнуть, например, если покупатель заявил вычет в другом квартале. Инспекторы могут также и просто запросить дополнительные документы по НДС — счета-фактуры, некоторые договоры, платёжки и другие, если обнаружат противоречия в декларациях компании и её контрагентов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Все эти сведения необходимо представить в течение 10 рабочих дней, иначе грозит штраф 200 рублей за каждый документ по п. 1 ст. 126 НК РФ. Вместе с документами можно представить письменные пояснения и обосновать расхождения.

Такие дополнительные мероприятия могут быть назначены также и в некоторых других случаях: если в представленной декларации заявлены налоговые льготы, если налоговая декларация представлена с опозданием, если представлена уточненная декларация с изменением суммы уплаченного налога. Без специального повода может быть принято решение о выезде налоговых инспекторов в рамках проводящейся камеральной проверки на территорию налогоплательщика, являющегося плательщиком НДПИ, водного или земельного налога — для осмотра облагаемого объекта.

Наиболее опасными поводами для назначения углублённой выездной проверки являются запросы из других налоговых органов или из ОВД и включение организации в какой-либо из «черных» списков ФНС — базы данных фирм-однодневок, адресов массовой регистрации, скомпрометированных руководящих лиц и т. д. Серьёзность таких поводов объясняется не только размерами возможных последствий, но и невозможностью их предвидеть заранее и подготовиться к визиту проверяющих.

Максимальная продолжительность камеральной проверки может достигать трех месяцев — и, как правило, к этому времени уже наступает срок подготовки и сдачи очередной декларации по тому же налогу. Таким образом, компания почти всегда находится в состоянии проверки, так как в любой день идёт камеральная проверка по тому или иному налогу, а значит, налоговики практически всегда могут прийти с осмотром или запросить какие-то дополнительные сведения.

Минимальная продолжительность камеральной проверки может составлять даже один день, Минфин в Письме от 19.03.2015 № 03-07-15/14753 прямо указал, что камеральные проверки могут проводиться в сокращённые сроки, даже если это проверки деклараций по НДС, в которых заявлены суммы к возмещению.

Камеральная проверка не может проводиться дважды по одной и той же декларации, а также не может её быть без декларации или расчёта по налогу. Если декларация не сдавалась, то ст. 88 НК РФ позволяет инспекции проводить камеральную проверку на основании имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трёх месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации или расчёта.


Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону:

+7(391) 259-66-1829

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *