Матрица взаимодействия между ритейлерами и поставщиками

3 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ, предписывающий ритейлерам и поставщикам продовольственных товаров пересмотреть существующие схемы договорных взаимоотношений и выработать новые юридические формы для реализации взаимодействия между ними. Основные блоки изменений, внесенных в Закон о торговле и КоАП РФ, касаются следующих существенных аспектов:

С 10 до 5% от цены приобретенных продовольственных товаров снижен размер совокупного предельного вознаграждения, выплачиваемого поставщиками ритейлерам (так называемых «ретробонусов»). При этом предельный размер вознаграждения отныне распространяется не только на (а) вознаграждение в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров, но и на (б) плату за оказание услуг по продвижению товаров, (в) логистических услуг, (г) услуг по подготовке, обработке, упаковке товаров и (д) иных подобных услуг. При расчете совокупного размера вознаграждения не учитывается НДС, а также сумма акциза. Выплата поставщиками торговым сетям иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом о торговле, не допускается. Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги должны оформляться отдельным договором.

Введено определение «услуг по продвижению товаров», оказываемых торговыми сетями поставщикам. В объем таких услуг включены: рекламирование продовольственных товаров, осуществление их специальной выкладки, исследование потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию о продовольственных товарах, а также иная деятельность, направленная на продвижение продовольственных товаров.

Предельные сроки отсрочки платежей за продовольственные товары ритейлерами отныне установлены со дня фактического получения товаров (а не со дня приемки, как было ранее) и сокращены: за скоропортящиеся товары (срок годности менее чем 10 дней) предельный срок оплаты снижен с 10 до 8 рабочих дней; за товары со сроком годности от 10 дней до 30 дней предельный срок оплаты снижен с 30 до 25 календарных дней; за товары со сроком годности свыше 30 дней и за алкогольную продукцию российского производства — с 45 дней до 40 календарных дней.

Уточнены специальные запреты для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, в том числе запреты на: (а) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в торговые объекты; (б) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; (в) возмещение расходов ритейлеров в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода к ним права собственности на такие товары; (г) создание дискриминационных условий; (д) навязывание контрагенту ряда запрещенных договорных условий; (д) заключение для осуществления торговой деятельности договоров, по которым товар передается для реализации третьему лицу (ритейлеру) без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договоров комиссии, договоров поручения, агентских договоров или смешанных договоров, содержащих элементы одного или всех указанных договоров, за исключением внутригрупповых сделок и (или) сделок внутри торговой сети, и пр. Соответствующим образом уточнены и дополнены составы административных правонарушений.

Обязательное предоставление ритейлерами и поставщиками продовольственных товаров доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора, о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров, отныне должно производиться только путем размещения этой информации на сайте в Интернете. Имевшаяся ранее возможность направлять эти сведения по запросу теперь исключена. Таким образом, перед ритейлерами и поставщиками встает проблема соотношения требования об обязательном раскрытии информации, с одной стороны, и, с другой стороны, доступности такой информации как одного из признаков «коллективного доминирования» и элемента согласованных действий.

Формально подтверждена компетенция Федеральной антимонопольной службы по контролю (с правом выдачи соответствующих предписаний) за соблюдением ритейлерами и поставщиками правил, ограничений и запретов, предусмотренных статьей 9 Закона о торговле и применимых к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров. К данной сфере, в том числе, относятся: требования о предоставлении доступа к информации, ограничение предельного размера совокупного вознаграждения, запрет на включение в договор поставки условий по оказанию услуг по продвижению товаров, ограничение предельного срока отсрочки платежей, и пр.

Изменения в Закон о торговле вступают в силу 15 июля 2016 года. При этом договоры поставки, заключенные до этой даты, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в срок до 1 января 2017 года, после чего условия договоров, противоречащие измененному Закону о торговле, будут признаваться утратившими силу.

Таким образом, у ритейлеров и поставщиков остается менее полугода на то, чтобы пересмотреть и переоформить свою систему договорных взаимоотношений, переработать сбытовые, учетные политики, а также иные документы и регистры бухгалтерского, управленческого или складского учета, которые могут быть затронуты рассмотренными изменениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *