Кого и почему проверяет ОЭБИПК?

Оперативные подразделения Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в должностные обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых и экономических преступлений.
Оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление экономических и налоговых преступлений, а также оперативное сопровождение возбужденных по результатам ОРМ уголовных дел, осуществляют подразделения экономической безопасности различного уровня, в том числе:

  • территориальные подразделения экономической безопасности (например, отдел экономической безопасности УВД г.Красноярска);
  • подразделения экономической безопасности ГУВД по субъектам РФ (например, Управление экономической безопасности ГУВД по г.Красноярску);
  • подразделения экономической безопасности Главных управлений МВД по федеральным округам (например, ГУВД по Сибирскому Федеральному Округу);
  • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

Ранее на уровне субъектов РФ задачи по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями выполняли управления (отделы) по налоговым преступлениям и управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями. В ходе реформы системы органов внутренних дел данные подразделения были объединены в большинстве субъектов РФ. При этом в некоторых субъектах все еще сохраняется старая структура, в которой управления (отделы) по налоговым преступлениям и управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями существуют как отдельные независимые друг от друга подразделения.При проведении оперативно-разыскных мероприятий сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Порядок осуществления сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, регламентировался УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.Чаще всего сотрудники подразделений экономической безопасности вмешиваются в деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений, предусмотренных соответствующими налоговыми статьями УК РФ:

  • Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
  • Ст.199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
  • Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента.
  • Ст.199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При получении информации о возможных фактах совершения налогового преступления сотрудники управлений (отделов) экономической безопасности проводят оперативно-разыскные мероприятия, направленные на проверку полученной информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов.Если по результатам оперативно-разыскных мероприятий получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст.198, 199 УК РФ.В случае несогласия с выводами органов внутренних дел и отказа добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия. Расследованием уголовных дел по ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ в соответствии со ст.151 УПК РФ в настоящее время занимаются следователи органов внутренних дел. С 01.01.2011 г. расследование уголовных дел налоговой направленности будет производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ.Оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности, проводивших доследственную проверку (оперативно-разыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела).По окончании предварительного расследования уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97 % случаев) приговор.Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления (например, ч. 2 ст.199 УК РФ от 200 000 до 500 000 руб.), с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов, пени и штрафы. Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что, если в отношении вас возбудили уголовное дело по факту возможного уклонения от уплаты налогов, вероятность оказаться в следственном изоляторе на время расследования уголовного дела при соблюдении ряда правил практически равна нулю. Например, нельзя давать следователю даже формальный повод для изменения меры пресечения, т. е. необходимо являться в назначенный срок по вызовам следователя, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя и не препятствовать производству по уголовному делу.На практике возникают ситуации, когда организация привлекает внимание различных подразделений экономической безопасности, осуществляющих выявление и раскрытие налоговых преступлений. Как правило, это является следствием использования сложных схем налоговой оптимизации, при которой выстраиваются цепочки с участием нескольких контрагентов, а также взаимодействия с большим количеством так называемых проблемных контрагентов, имеющих различную территориальную принадлежность. Кроме того, оперативно-разыскные мероприятия могут проводиться подразделениями экономической безопасности различного уровня, при этом вышестоящие органы внутренних дел, как правило, осуществляют оперативно-разыскные мероприятия в целях проверки имеющейся информации о фактах уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах (ч.2 ст.199 УК РФ).Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере (свыше 2 млн руб.), отделы экономической безопасности в основном занимаются проведением оперативно-разыскных мероприятий с целью документирования налоговых преступлений в отношении предприятий, обороты которых составляют десятки миллионов рублей.В связи с этим уголовные дела по ст.199 УК РФ практически не возбуждаются в отношении организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. Здесь необходимо оговориться, что использование упрощенной системы налогообложения не является стопроцентной гарантией отсутствия проблем с правоохранительными органами.В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации с активной хозяйственной деятельностью в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения.Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.В случае получения сотрудниками полиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которой налоги не уплачиваются.На практике это может привести к серьезным проблемам с проверяющими структурами, так как правоохранительными и налоговыми органами накоплен значительный опыт выявления и доказывания подобных схем уклонения от уплаты налогов.Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения экономической безопасности также проводят оперативно-разыскные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, предусмотренных разделом VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Деятельность коммерческих структур зачастую попадает в поле зрения отделов экономической безопасности при осуществлении ими оперативно-разыскной деятельности по следующим направлениям:

  • Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств, в рамках которой в поле зрения правоохранительных органов попадают организации, осуществляющие перечисления денежных средств на расчетные счета фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок» (ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность»).
  • Борьба с мошенничеством (ст. 159 УК РФ «Мошенничество»)
  • Борьба с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей (cт.188 УК РФ «Контрабанда», ст.194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»).
  • Борьба с незаконным возмещением НДС(ст.159 УК РФ «Мошенничество»).
  • Борьба с коррупцией (ст.159 УК РФ «Мошенничество», ст.290 УК РФ «Получение взятки», ст.291 УК  РФ «Дача взятки»).
  • Борьба с нарушением авторских прав (ст.146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).

Учитывая, что проводимые сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативно-розыскные мероприятия могут повлечь серьезные последствия (возбуждение уголовного дела), мы рекомендуем вам тщательно подходить к выбору специалистов, которым вы доверите свою защиту.


Мы будем рады ответить на ваши вопросы по экономическим преступлениям по телефону:

+7(391) 259-66-18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *